Оценка искусства считается неотъемлемой частью человеческого опыта. В то время как вкус к искусству варьируется в зависимости от человека, когнитивная нейробиология может дать подсказки о том, как просмотр искусства влияет на наши нейронные системы, и оценить, как эти системы влияют на нашу оценку искусства. Например, одно исследование показывает, что просмотр искусства активирует моторные области, как в четком представлении движения, как Адам и Ева в «Изгнании из рая» Микеланджело, так и в подразумеваемом движении с помощью мазков кисти, как в жестах Франца Клайна.
Согласно исследованию, недавно опубликованному в The Journal of Cognitive Neuroscience исследователями из Пенсильванского центра нейроэстетики Школы Перельмана Университета Пенсильвании , изменение нейронного функционирования, подобное тому, которое наблюдается у пациентов с болезнью Паркинсона, меняет способ восприятия и оценки искусства. Медицина. Они обнаружили, что люди с неврологической двигательной дисфункцией демонстрировали меньшее количество движений в абстрактном искусстве и повышенное предпочтение динамичного искусства по сравнению со здоровой контрольной группой.
«Люди могут ощущать движение в абстрактном искусстве, даже без подразумеваемого движения, например мазки кистью», — говорит автор Анджан Чаттерджи, доктор медицины, профессор неврологии и директор Центра нейроэстетики Пенсильвании. «Эти представления о движении систематически влияют на эстетические оценки людей, будь то здоровые люди или люди с болезнью Паркинсона».
В исследовании изучали эстетический опыт 43 человек с болезнью Паркинсона и 40 человек из контрольной группы в той же возрастной группе. Испытуемые оценили движение и эстетику 10 картин Джексона Поллока и 10 картин Пита Мондриана. Используя семибалльную шкалу Лайкерта, участники оценили картины по девяти категориям: лайк, красота, интерес, знакомство, движение, сложность, баланс, оттенок цвета и насыщенность цвета. Параметры цвета служили относительно объективными оценками контроля.
Люди с болезнью Паркинсона демонстрировали стабильные и внутренне последовательные предпочтения к абстрактному искусству, но их восприятие движения на картинах было хуже по сравнению с контрольной группой. Это открытие свидетельствует о том, что моторная система мозга участвует в преобразовании нерепрезентативной информации из статических визуальных сигналов в изображении в репрезентации движения.
Например, картины Мондриана, получившие наивысшие оценки движения в этом исследовании, содержали больше визуальных элементов, перекрывающиеся линии, повторения и множество небольших участков контрастных цветов. Последние картины Мондриана в стиле буги-вуги, вдохновленные джазовой сценой Нью-Йорка, рассматриваются как динамичные и ритмичные, несмотря на отсутствие жестов. Ощущение движения, вызываемое подобными работами, вероятно, является результатом того, как эти визуальные элементы интерпретируются, что приводит к абстрактным представлениям движения, а не к симуляции конкретных действий тела. Точно так же картины Поллока могут ощущаться динамичными, потому что увеличивающееся количество перекрывающихся цветов и способ нанесения краски приводят к большему повторению, кривизне и контрасту, которые, как считается, вызывать чувство движения.
«Наши результаты особенно важны, потому что ранее предполагалось, что просмотр абстрактного искусства стимулирует двигательную систему, потому что люди могут представить себе жесты, которые художник использовал при рисовании» , — говорит ведущий автор Стейси Хамфрис, доктор философии, постдокторский исследователь в кафедра неврологии. «Но наше исследование показывает, что даже без этих представлений о движении двигательная система может интерпретировать статические визуальные подсказки как движение и, в свою очередь, влиять на эстетическое восприятие зрителем».